В 2009 году исполняется 90 лет со дня создания физико-механического факультета
Кафедра Экспериментальная ядерная физикаКафедра БиофизикаКафедра Физика прочности и пластичности материаловКафедра ГидроаэродинамикаКафедра Механика и процессы управленияКафедра Компьютерные технологии и эксперимент в теплофизикеКафедра Прикладная математикаКафедра Экспериментальная физикаКафедра Высшая математикаКафедра Теоретическая механикаКафедра Теоретическая физикаКафедра Математическая физикаКафедра Математическое и программное обеспечение высокопроизводительных вычислений

· На Главную
· О факультете
· Из истории ФМФ
· ФизМех-90
· Кафедры ФМФ
· Студентам ФМФ
· Абитуриентам
· Платное обучение

· Новости ФМФ
· Новости науки
· Гранты и программы
· Голосования
· Вопросы и ответы
· Поиск по сайту



Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru




Вы можете разместить на своих страницах наш баннер:

Физико-Механический факультет СПбГПУ

Получить код баннера



Россия построит новый авианосец

Характеристики перспективного корабля обсуждались на совещании руководителей научных учреждений ВМФ и судостроительной промышленности, прошедшем под руководством главкома ВМФ В. Масорина на базе ЦНИИ МО России в Санкт-Петербурге. Участники совещания отметили, что наличие авианосца в составе ВМФ России полностью обосновано. В пользу развития авианесущей составляющей флота говорит и опыт применения авианосцев флотами иностранных государств. По мнению экспертов решение этой грандиозной задачи к 2015-2020 годам потребует не менее 4 млрд. долларов на разработку и постройку современного авианосца, а его полноценная эксплуатация будет стоить не менее 10 млн. долларов ежегодно.

www.PhysMech.ru - комментарий. В лаборатории "Вычислительная механика"  (CompMechLab) каф. "Механика и процессы управления" СПбГПУ разработаны уникальные полномасштабные математическая и конечно-элементная модели палубного аэрофинишера, предназначенного для посадки самолетов на палубу авианосца. Разработанная модель по запросам Генеральной прокуратуры РФ, Военной прокуратуры Северного флота, Государственной комиссии по расследованию авиационных происшествий нашла широкое применение в расследовании авиационного происшествия, когда 5 сентября 2005 года в Северной Атлантике "после касания самолетом палубы корабля и зацепа в процессе торможения во второй половине пробега произошел обрыв тормозного троса, в результате чего самолет скатился с палубы, упал в море и затонул на глубине 1100 метров".



Россия построит новый авианосец

Россия построит новый авианосец, сообщает "Росбалт". По данным информационного агентва, характеристики перспективного корабля обсуждались на совещании руководителей научных учреждений ВМФ и судостроительной промышленности, прошедшем под руководством главкома ВМФ Владимира Масорина на базе ЦНИИ Министерства обороны России в Санкт-Петербурге.

www.FEA.ru_Су-33 взлетает с палубы ТАНКР

Истребитель-перехватчик Су-33 взлетает с палубы ТАКР "Адмирал Кузнецов". Фото с сайта waronline.org

"Участники совещания отметили, что наличие авианосца в составе ВМФ России полностью обосновано, - заявил начальник службы информации и общественных связей ВМФ капитан первого ранга Игорь Дыгало. - В пользу развития авианесущей составляющей флота говорит и опыт применения авианосцев флотами иностранных государств".

Напомним, что представители министерства обороны и ВМФ России неоднократно заявляли о необходимости иметь в составе флота 3-4 авианосца.

Строительство новых авианесущих кораблей для ВМФ России будет развернуто, скорее всего, в Северодвинске, где ведутся работы по созданию дока, позволяющего сооружать надводные

Таким образом, долго дискутировавшийся вопрос о необходимости иметь авианесущие корабли в составе ВМФ России, как кажется, окончательно решен, хотя облик перспективного корабля пока остается, мягко говоря, туманным, а концепция применения - не очень определенной. Очевидно, что пока это лишь престиж-проект российского флота. корабли водоизмещением свыше 100 тысяч тонн.

Напомним, что Тяжелые Авианесущие КРейсера  (ТАКР) в России имеют печальную историю - их продавали зарубежным странам как туристические объекты, списывали на слом, а то и вовсе разрезали, так и не успев достроить. В итоге Россия сейчас имеет всего один авианосец, который, правда, больше считается «дорогой игрушкой», чем эффективным защитником.

Вообще, авианесущим кораблям нашего флота сильно не везло. СССР поздно начал их строительство, так как авианесущие соединения почему-то считались «орудием агрессии и разбоя».

Первый авианесущий крейсер (строительный номер С-701) был заложен в Николаеве на Южном судостроительном заводе (ныне Черноморский) в начале 1963 года, через два года спущен на воду и в мае 1967 года под именем «Москва» вступил в строй Черноморского флота.
Через год с небольшим был поднят флаг на однотипном «Ленинграде», и в конце 1967 года на освободившемся стапеле был заложен третий крейсер типа «Москва», который был назван «Киев». 18 ноября 1972 года он принял на себя первый самолет вертикального взлета и посадки Як-38М.

В 1968 году правительство приняло решение о строительстве нескольких ТНКР по проекту «1143 Киев». Было построено четыре таких корабля: «Киев» (спущен на воду в 1976, списан в 1993), «Минск» (1978/1993, в 2001 году продан в КНР как туристический объект), «Новороссийск» (1982/1993, в январе 1996 продан за 4314 млн долларов южнокорейской компании «Янг Дистрибьюшн Ко» на слом) и «Баку» (впоследствии - «Адмирал Горшков», в 2004 году продан Индии, где получил имя INS Vikramaditya, войдет в состав индийского флота в конце 2008 года).

Но корабли проекта «1143 Киев» отличались одним недостатком: они несли только самолеты вертикального взлета Як-38М, несли их мало, а сам самолет, считавшийся «переходным» к более совершенному, не отличался хорошими летными данными и был снят с производства, а его «сменщик» Як-141 по ряду причин в серию так и не пошел.

Таким образом, единственным ТАКР в ВМФ остается корабль проекта 1143.4 «Адмирал Кузнецов», сильно запущенный во время перестройки и больше простаивающий у стенки, чем совершающий боевые походы.

Его строительство было начато в сентябре 1982 года. При закладке в 1982 году он получил название "Рига", в ноябре того же года переименован в "Леонид Брежнев", в 1987 году получил название "Тбилиси", с 1990 года - "Адмирал Кузнецов". Вошел в боевой состав флота в 1993 году. Площадь полетной палубы составляет 14,7 тыс. кв. м, наибольшее водоизмещение - 58,6 тыс. тонн, скорость полного хода - 29 узлов, при этом дальность плавания составляет 3850 миль. Основные вооружения: противокорабельный ракетный комплекс "Гранит" (12 пусковых установок); зенитно-ракетный комплекс "Клинок" (24 пусковые установки); комплексная система противолодочной обороны ПЛО и ПТЗ "Удав-1".

К тому же "Адмирал Кузнецов" фактически однозадачный корабль - не имея в составе палубной авиационной группировки ударных самолетов (только перехватчики Су-33 и противолодочные вертолеты), он может эффективно решать лишь одну задачу - прикрытие сил флота с воздуха от авиаударов противника. Фактически - большая и дорогая игрушка, позволившая, правда, сохранить костяк морских летчиков и организовать обучение пополнения.

ТАКР  «Адмирал Кузнецов» несовершенен технически и уже не отвечает современным требованиям. В СССР этот корабль разрабатывался, как «переходная модель» между ТАКРами типа «Киев», несущими на себе лишь самолеты вертикального взлета и посадки (Як-36, Як-38, Як-141.) и «настоящими» авианосцами со сквозной взлетной палубой.

Главной недостатком ТАКР «Адмирал Кузнецов» считается его энергетическая установка на жидком нефтяном топливе. Каждый его выход в море лишает Северный флот годового запаса топлива.

В США все новые авианосцы оснащены ядерными силовыми установками. Предполагается, что вновь закладываемые в России «плавучие аэродромы» будут проектироваться в расчете на ядерное топливо.

Каким быть новому авианосцу - вопрос очень серьезный: только формирование облика и концепции боевого применения корабля займет несколько лет. Параллельно со строительством серии придется разработать (или приспособить) для корабля специализированный противолодочный самолет, самолет дальней разведки, связи и управления, ударный самолет.

Задача стоит грандиозная. По мнению некоторых экспертов, полностью она может быть решена не ранее 2015-2020 годов. И стоить это будет немало: считается, что на разработку и постройку современного авианосца требуется не менее 4 млрд долларов, а его полноценная эксплуатация стоит не менее 10 млн долларов ежегодно.

www.PhysMech.ru - комментарий. В лаборатории "Вычислительная механика" (CompMechLab)  каф. "Механика и процессы" СПбГПУ разработаны уникальные полномасштабные математическая и конечно-элементная модели палубного аэрофинишера, предназначенного для посадки самолетов на палубу авианосца.

Основные исходные характеристики для описания динамического процесса:

  • скорость подлетающего самолета ~ 200-240 км/час;
  • время торможения самолета на палубе - до 3 секунд;
  • пробег самолета по палубе - менее 100 м;
  • перегрузки, испытываемые летчиком при посадке на палубу ~ 5 g.

Уникальная полномасштабная математическая модель палубного аэрофинишера разработатна на основе эффективного применения передовых программных систем конечно-элементного анализа (ANSYS, LS-DYNA и др.), их объединения и разработки программного обеспечения, позволившего реализовать отсутствующие в CAE-системах возможности, которые принципиально важны для данной задачи.

Разработанная модель по запросам Генеральной прокуратуры РФ, Военной прокуратуры Северного флота, Государственной комиссии по расследованию авиационных происшествий нашла широкое применение в расследовании авиационного происшествия, когда 5 сентября 2005 года в Северной Атлантике "после касания самолетом палубы корабля и зацепа в процессе торможения во второй половине пробега произошел обрыв тормозного троса, в результате чего самолет скатился с палубы, упал в море и затонул на глубине 1100 метров" (по материалам многих источников, например, NEWSru.com).  

Ранее, фрагменты выполненной работы были:

1. Представлены на нашем сайте www.FEA.ru  в разделе "Выполненные работы".

Конечно-элементное моделирование множественного 3-D контактного взаимодействия и исследование механических свойств стального каната специального назначения. КЭ LS-DYNA-моделирование обрыва стального троса с последующими "раскруткой и распушением"

 

Finite Element Modeling and Research of Multi-strand Wire Rope Dynamic Failure  Finite Element Modeling and Research of Multi-strand Wire Rope Dynamic Failure

 

2. Представлены на нашем сайте www.FEA.ru в разделе "AVI-галерея".

2.1. Палубный аэрофинишер. CFD анализ клапана управления системы гидравлического торможения

Палубный аэрофинишер. CFD анализ клапана управления системы гидравлического торможения

Цель работы - создание численной модели клапана управления, учитывающей все геометрические особенности конструкции, для определения его гидравлических характеристик. Результаты работы - поля скоростей и давлений в дросселирующей части клапана управления, зависимости гидравлических потерь от расхода потока на входе и от положения поршня клапана.

2.2. Конечно-элементное моделирование динамических процессов, возникающих при посадке истребителя на палубу авианосца (палубный аэрофинишер)

 

Конечно-элементное моделирование динамических процессов, возникающих при посадке истребителя на палубу авианосца (палубный аэрофинишер)


Цель работы - создание на базе современных программных систем проектирования и инженерного анализа уникальной математической и конечно-элементной модели аэрофинишера.

Разработанные модели позволяют:

- рассчитывать динамические характеристики как тормозного устройства (палубного аэрофинишера), так и самолета;

- определять чувствительность всей системы к изменению конструкционных и эксплуатационных параметров;

- рассчитывать нагрузки, действующие на пилота истребителя;

- осуществлять многопараметрическую комплексную оптимизацию характеристик тормозного устройства.

 

Источники: www.LENTA.ru, Россия построит новый авианосец;

http://www.dvinainform.ru/news/2007/05/31/56552.shtmlu

http://www.vg-news.ru/columns/policy/policy-300507-065340.php




Версия для печати Распечатать статью   



©2003-2018 ФМФ СПбГПУ. Техническая поддержка: CompMechLab. Разработка: Меркушев Владимир.
Другие веб-проекты: CAE.ru, SolidWorks.spb.ru, , CompMechWorkshop.com, Simpleware.ru,
Moldex3D.ru, DIGIMAT.CompMechLab.ru, ESAComp.CompMechLab.com, KISSsoft.CompMechLab.com